Ваш вопрос
Ваш email
Отправить

Заполните, пожалуйста, эту форму!

Ваше имя*: Номер телефона*: E-mail:
Отправить!

Помеченные * поля обязательны для заполнения.

Заполните, пожалуйста, эту форму!

Ваше имя*:
Номер телефона*: E-mail:
Отправить!

Помеченные * поля обязательны для заполнения.

Заполните, пожалуйста, эту форму!

Ваше имя*: Номер телефона*: E-mail:
Отправить!

Помеченные * поля обязательны для заполнения.

Центр поддержки семьи и детей

Ваш ребенок уникален!

+7 913 210 68 50

г. Барнаул, пр-т Строителей, 34

Задать вопрос

Программа "Вместе с мамой" для детей 1-3 лет

Развитие чувства привязанности

IMG_8128Чувство привязанности не является врождённым у человека. Оно – результат правильного взаимодействия с близкими взрослыми в раннем детстве (в основном с родителями). Если опыт нормального общения с близкими взрослыми отсутствует в раннем детстве или он недостаточен, то человек вырастает неспособным испытывать чувство привязанности и не нуждается в нём. Такая картина обычно сопровождается и другими эмоциональными и умственными нарушениями.

Этот период называется «сензитивным» (повышенно чувствительным) для формирования чувства привязанности к близким – раннее детство (примерно с 9 месяцев до 2,5 лет). В начале этого периода дети заметно меняются, появляется негативная реакция на чужих людей, иногда довольно острая. Ребёнок может плакать и демонстрировать испуг в ответ на попытки малознакомых людей взять его на руки, а иногда даже на приближение чужого человека. Эта ситуация пугает родителей – малыш внезапно и без видимых причин изменился, но она совершенно нормальна: ребёнок начал отличать так называемых своих, т.е. близких людей, которых он часто видит, от сравнительно чужих, т.е. людей, с которыми он не так хорошо знаком. И эти чужие начали у него вызывать смутные опасения.

В этот период ребёнок начинает остро реагировать на уход матери, иногда даже на её переход в другую комнату или простое отдаление. Он плачет, цепляется за мать и всячески демонстрирует своё нежелание, чтобы она уходила. Такие явления обычно проходят к 2,5 годам, а своего пика они достигают в 1,5 года. Явление это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, ребёнок в период формирования чувства привязанности остро нуждается в той самой фигуре, которая вызывает основную его привязанность, как правило – в матери. А с другой стороны, он пока ещё не уверен, что человек, исчезнувший из его поля зрения, всё ещё существует, хотя он невидим.

Конечно, мозг ребёнка постоянно развивается, и понятие о сохранности невидимых предметов у ребёнка постоянно совершенствуется. Но всё же, уход матери он переживает как её исчезновение с непредсказуемыми последствиями, поэтому и боится.

На практике можно наблюдать эти явления особенно сильно в тех семьях, где мать преимущественно одна находится с ребёнком. Страх расставания с матерью снижается, если ребёнок растёт в большой семье и окружён множеством близких людей, которых он воспринимает как своих.

Острая реакция ребёнка на расставание не должна на 2 года привязать мать  к нему. Мать может уходить по своим делам и предоставлять ребёнку право адаптироваться с другими людьми. Плач ребёнка в данном случае – сигнал для того, чтобы поддержать его, но не для того, чтобы никогда с ним не расставаться, переживая о том, что он будет плакать.

В период до 3 лет лучше избегать длительных отъездов матери (командировка, отпуск). Для ребёнка длительная разлука может иметь серьёзные последствия, которые скажутся на формировании его характера и картины мира. Такой опыт не только ведёт к отдалённым последствиям, но и очень мучителен. Фигура мамы для малыша – воплощение мира и залог безопасности. Если же она исчезает, ребёнок страдает, страдает его чувство защищённости. Впоследствии такой человек будет повышенно склонным к болезненным депрессивным реакциям даже на незначительные стрессы. Длительная разлука с матерью в младенчестве может оказать сильное воздействие на всю жизнь человека.

Откомментируйте

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика